Главная Новости Страница директора Контакты
панель меню

Учителям

Пятница, 14.12.2018, 05:00

Статья Шириной О.А. Применение технологии «Критического мышления» на уроках истории

04.04.2016, 13:44 Скачать с сервера (21.2 Kb)

Секция 2. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности.

Применение технологии «Критического мышления» на уроках истории.

Ширина О.А., учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №102 г. Барнаула

В современном обществе наши ученики сталкиваются с огромными потоками информации. Не всякая информация необходима ученику, в настоящий момент приоритетной задачей образовательных учреждений является то, что необходимо учить учеников работать потоками информации, анализировать, структурировать ее, выделять главное и т.д. Данные задачи закреплены в новых ФГОС, которые ориентированы прежде всего на овладение учеников так называемых УУД.

Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), данная технология предполагает активные формы обучения (учащийся  в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат).

Конструктивную основу «технологии критического мышления»  составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  "Вызов - осмысление – размышление (рефлексия)"[1].

Предлагаю рассмотреть несколько методических приемов  технологии «Критического мышления»:

-Методический приём «Корзина идей», «Ассоциации». Это прием организации индивидуальной и групповой, фронтальной работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

- Методический приём  «Знаю – Хочу знать – Узнал». Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).

- Методический прием «Верите ли вы?». Используется на стадии вызова с последующим установлением истины на стадии рефлексии.

- Методический прим  «INSERT», используется на 2-й стадии урока – осмысление. Особая маркировка текста при его прочтении. Предполагает либо на полях в тексте, либо в табличной форме с последующим её заполнением относить фрагменты текста, его абзацы к следующим категориям: «V» - уже знал  «+» - новое «- « - думал иначе «?» - не понял, есть вопрос.

-Методический прием «Кластер» –  (от англ. – cluster- гроздь) - это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот  или иной текст.

-Методический прием «фишбоун», построение «скелетика рыбы» по определенному шаблону. Этот прием тоже направлен на переработку информации, перевод ее в графическую схему.

- Методический прим «толстые» и «тонкие» вопросы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

-Методический прием «Шесть шляп мышления». Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

-Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк. Синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

Таким образом, можно сказать, педагогическая технология развитие критического мышления на уроках истории — это набор приемов и стратегий, направленных на выполнение задач,  и на достижение определенных образовательных целей.

Применение данной технологии способствует:

  • формированию у школьников УУД
  • ученики приобретают умения выделять причинно-следственные связи; работать  с информацией, строить логическую цепь рассуждений
  • стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуску механизмов самообразования и самоорганизации.
  • формированию коммуникативных навыков, навыков групповой работы в целом. Большое внимание уделяется формированию качеств, необходимых для продуктивного обмена мнениями: терпимости, умению слушать других, ответственности за собственную точку зрения.
  • критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  • у ребенка складывается определенное отношение к изучаемой проблеме.

Систематическая работа в рамках этой технологии предполагает то, что учащиеся  овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и  представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно в том числе и по отношению к окружающим.

Литература:

1. Галактионова, Т., Технология развития критического мышления. Методы работы с текстовыми источниками информации. [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.schoolnano.ru/node/8964  свободный (январь 2016).

 

 

Категория: Портфолио учителя | Добавил: Anna
Просмотров: 305 | Загрузок: 16